Слово пастыря Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника.

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Закончилась срединная неделя Великого Поста. Прошедшее воскресенье совпало с Благовещением, и мы с вами воспоминали спасения нашего главизну и тайну Голгофы и великую Спасительную Непобедимую Непостижимую Божественную Силу Честнаго и Животворящего Креста. Принятие или непринятие Креста как когда-то определило судьбу двух разбойников, является жизнеопределяющим для человека. Когда Господь говорил нам, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами, и что нет никаких сокровищ мира, которые могли бы сравниться с ценностью человеческой души. (Мк.8, 36-38).

Воскресенье четвертой седмицы Великого Поста напоминает нам о том, как некий человек пришел ко Господу просить об исцелении тяжко болящего и одержимого многими недугами сына. Выслушав эту просьбу, Господь произносит такие слова: О род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9, 19), показывая тем самым причину болезни и глубокую укорененность греха в человеческой природе. И когда приводят к Нему одержимого с детства, Господь обращается к измученному отцовскому сердцу простыми словами: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И этот отец восклицает со слезами: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк.9, 23-24). В этом кратком диалоге Спасителя с отцом отрока умещается человеческая история. История гордости, самовольства и греха, самонадеянности и естественных родительских чувств и желаний. Но выбор уставший от страданий человек делает честный, очевидность ситуации приводит его все-таки к Богу. Евангелие также свидетельствует, что этот человек был религиозным, что он знал закон. Поэтому он не пришел сначала ко Христу, но к Его ученикам, которым Господь дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф, 10, 1). И когда ученики не смогли исцелить отрока, то он пришел уже к Спасителю. Страдание привело его к Начальнику Жизни нашей, к Тому, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. Ученики, задавая вопрос Спасителю, почему они не смогли исцелить бесноватого, услышали удивительный ответ Учителя, что сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (9, 29). И эти слова являются ответом многим из нас, для чего так важно соблюдение поста, и что молитвенное содержание жизни – непрестанно молитесь, за все благодарите (1Фес.17,18)– есть самое главное правило нашей духовной безопасности. Небрежное отношение к жизни часто приводит нас к различным бедам. Еще древний пророк, которого называют пятым евангелистом – Исайя- говорит: Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших (Ис.1,16).

Четвертое воскресенье Великого Поста возвращает нас к памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, который еще юношей принял монашеский постриг, и, как повествует житие преподобного, один из старцев сказал, что был пострижен игумен горы Синайской. Но пророчество исполнилось спустя многие десятилетия, когда он был уже глубоким старцем. В истории Церкви он нам известен прежде всего как автор, а точнее, списатель Лествицы – книги, которая является своего рода инструкцией и руководством не только для монашествующих, но и для всех верующих, раскрывая нам ступени духовного восхождения. Молитва – это общение человека с Богом, это совершенство общения. Как свидетельствует преподобный Макарий Великий, ад – это крайняя степень одиночества. В нашей обыденной жизни мы без общения не живем. И содержание наших слов, наших разговоров и отношений в разной степени свидетельствует о нашем духовном состоянии. Лествица – это восхождение, начинающееся с самых малых ступеней и уводящее в обители горние. С сегодняшним воскресением совпадает и память Марии Египетской и преподобного Варсонофия Оптинского. И на их примере мы видим, как в разные времена сила молитвы приводит к Богу раскаявшуюся александрийскую блудницу и блестящего аристократа. Преподобный Иоанн говорит о разных ступенях молитвы. Начальная ступень – это волевое начало человека для общения с Богом. Высшая – это полное соединение, восхищение души к Богу. Молитва – это труд, в определенном смысле привычка, но всегда требующая участия свободной человеческой воли. Молитва – это как воздух или спасительный глоток воды. Если в обыденной жизни мы знаем, что без воздуха и воды каждый из нас прожить не может, то так же мы должны знать, что если мы хотим стать настоящими христианами, то мы не сможем прожить без молитвы. И апостольское назидание: Непрестанно молитесь, за все благодарите (1Фес.17,18) – обретает для нас явный и видимый смысл.

Богу слава и во веки веков аминь.

 

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель Церкви Сошествия Святого Духа, пос. Первомайский

14 апреля 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние