Слово пастыря В праздник Обрезания Господня

В праздник Обрезания Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем событие, которое в Церковном Уставе называется Обрезанием Господним. Обряд обрезания появился еще до Моисея: он был установлен святым праведным праотцем Авраамом по откровению. Обрезание служило знамением (то есть знаком) заключения Завета между Богом и людьми и символически обозначало, что человек отвергается собственной плоти и служит уже не своему телу, но Богу.

Господь наш Иисус Христос по прошествии восьми дней от рождения по Ветхозаветному закону был обрезан. Что значит обрезание? Почему Сын Божий принимает на себя знак Ветхого завета, младенцем терпит боль? Господь повинуется закону, исполняет его, дабы освободить от него тех, кто находится в подчинении ему, как говорит апостол Павел: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4, 4-5.). Своей крестной смертью Христос упраздняет ветхий закон, и дает новый, который призывает покориться Богу не ради страха смертного, как наказания за грех, а ради любви к Создателю и Искупителю. И чтобы упразднить ветхий закон, Господь его исполняет, как должен был исполнять каждый, кто заключил завет с Богом через ветхозаветное обрезание.

Святитель Василий Великий, чью память Церковь также отмечает сегодня, установил обычай праздновать этот день как особенный праздник. Смысл его вот в чем: многие люди, жившие во времена Василия Великого и еще до него, искажали учение Церкви и говорили о Господе Иисусе Христе, что Он воспринял человеческую плоть призрачно и не был совершенным человеком, то есть таким, который подобен нам во всем, кроме греха, и, таким образом, страдания Его не были действительными. Но именно для того, чтобы подчеркнуть, что Господь Иисус Христос на самом деле был таким же человеком, как мы, святитель Василий Великий и установил праздновать этот день – Обрезание Господне. Кто претерпевает обрезание –  тот, конечно же, облечен в человеческое тело, как и все прочие люди. Родившись чудесно от Девы Марии, Иисус Своим плотским обрезанием утверждает, что Он, рожденный Девою, не только совершенный Бог, но и совершенный Человек, отсекая все домыслы о призрачности Своего плотского естества, все ереси, говорящие, что у Христа не было настоящего человеческого тела.

Вся Ветхозаветная история и Закон были прообразом и подготовкой к пришествию в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому и обрезание в Ветхом Завете было установлено не случайно. Это образ крещения и очищения от прародительского греха, хотя тот грех не очищался совсем, пока не совершилась Крестная Жертва. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Он (Иисус) принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти, закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотский человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения».

Борьба с грехом не проходит без усилий, без боли душевной и, зачастую, телесной. Но все усилия будут бесплодны, если не будет вырезана из сердца христианина основа всех грехов - гордость. Эта борьба должна начинаться с самого детства и со слова «я». «Я знаю», «я умею», «я сделал», «я могу», – а что я могу? Знания мне дали родители и учителя, умения мне преподали наставники, что же я могу сам сделать без помощи Божией? Если юный человек поймет, что не весь мир вертится вокруг него, что мерилом всех вещей не является собственное «я», то ему легко будет бороться с греховными привычками, переживать посещения Божии в виде болезней и житейских трудностей, не отчаиваться. А вот когда действительно надо вспомнить о своем «я», так это при исповедании своих грехов, чтобы иметь мужество признать, что это я согрешил, а не меня кто-то ввел во грех. Отсекши свою гордость, забыв свое «я», как отрадно сознавать, что рядом с нами Господь, что Он видит все наши нужды, посылает радости и скорби к нашему исправлению, ограждает от злых наветов и козней диавольских, укрепляет в любви к Нему! Вспоминая обрезание Господа нашего Иисуса Христа, обрежем и мы свои греховные стремления и помыслы, чтобы чистым сердцем славить Его великое, радостное и спасительное Рождество и Богоявление.

Аминь.

Иерей Сергий Чорногуз, настоятель храма святителя Феодора Едесского, д. Уварово

12 января 2014 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние