Слово пастыря В Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о десяти прокаженных

В Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Притча о десяти прокаженных

Исцеление десяти прокаженных (Евангелькое чтение о 10 прокаженных. Лк. 85 зач.)

 

Итак: десять исцелены Христом, и только один из них пришел благодарить.

Почему?

Предположим, один из прокаженных был, как говорят в народе, "глупенький", то есть, с задержкой в развитии. Так бывает: не одна болезнь, а множественные поражения, еще и ДЦП вдобавок и т. д.

Прокаженные обычно держались вместе, это естественно, так как строгим Ветхозаветным законом им нельзя было соединяться с обществом, чтобы никого не заразить. Христос совершает чудо, употребив этот закон, по которому требовалось, если такой больной вылечится, или вдруг чудо произойдет, то он должен показаться священнику, который обязан засвидетельствовать, что да, действительно прокажения нет, и человек может теперь общаться с остальным израильским обществом. Здесь два смысла: гигиенический и религиозный. Ведь прокажение считалось наказанием за грехи. Прошла болезнь, значит, Бог простил. Эти десять, конечно, употребляли какие-то способы, чтобы исцелится, потому что болезнь очень тяжелая, она обрекает человека на телесные страдания и на нищенство. Далеко не каждый милостыню подаст, боясь заразиться. Они слышали, что ходит Иисус и исцеляет, и все вместе стали Его просить.

Так вот, первый из десяти: все просят – и он. Вместе со всеми пошел к священнику, вместе и очистился. Но он, по слабоумию, так толком и не понял, что с ним произошло. Поэтому понятно и простительно, что он не пошел к Христу благодарить. Ну что взять глупенького? Единственное, что можно сказать, что это, конечно, тоже греховное состояние, последствие греховного состояния всего человечества.

Второй бывший прокаженный: он мог очень обрадоваться. "Надо же исцелился, как здорово!" И жизнь его после этого круто изменилась. Только не вверх круто, а вниз. Он – пошел развлекаться. Видимо, давно в душе его зрела такая жажда: вот другие могут весело жить, а я – нет. И он пошел, если переложить это на современный лад, играть в автоматы, казино, карты и прочее… В нем эта страсть была не реализована, а теперь реализовалась. Он так сильно обрадовался, что тоже сделался как полуглупенький, в общем, плохо стал соображать. Отдался своей страсти и все.

А третий прокаженный – он такой был очень трудолюбивый человек. Все прокаженные милостыню просили, а он все время что-то строгал или вырезал по дереву, или корзинки плел, или еще что-то. Через кого-то продавал и на это жил, даже, может, с другими делился. И все его считали таким трудолюбивым, что вот он молодец такой, и он тоже так считал и – усердствовал. Трудоголик такой, знаете? Поэтому после исцеления он уже не о чем больше думать не мог, а немедленно вернулся к своим делам. Даже, наверняка, в уме сказал: «Ну, Господи благодарю Тебя! Теперь мне будет гораздо легче всем этим заниматься!» – и продолжил плести свои корзинки и прочее.

Четвертый – тоже страшно обрадовался. Он ведь давно мечтал о каком-то очень важном деле, которое не мог делать из-за своей болезни. Нет, не развлечение, а что-то такое очень хорошее, большое и нужное. У него какие-то таланты были. (Понятно, что это могли быть таланты в самых различных областях). И он пошел их реализовывать, очень радуясь и тоже, наверное, внутренне благодаря Бога: «Наконец-то я смогу, сделать то, что так нужно людям!"

А пятый прокаженный, – напротив, был человек такой очень ожесточенный. Ему настолько ни до кого не было дела, настолько он всех презирал, что поселиться благодарности в его сердце было просто невозможно. Он укоренился в мрачном унынии настолько, что даже когда совершил Христос над ним великое чудо, даже не подумал выходить из своего состояния, на всех злой, ничего не могло его пронять.

 Шестой прокаженный – он возрадовался очень. Причем, возрадовался тому, что прощен. До этого он чувствовал какую-то духовную несправедливость. Он признавал, что за какие-то грехи наказан, но считал, что как-то уж слишком. Как-то чересчур. Даже почти ропот у него был Бога. И тут  вдруг исцелился – и обрадовался, что не нужно роптать, все теперь хорошо. Принял как должное, и тоже пошел заниматься чем-то своим.

А седьмой прокаженной – стал благодарить Бога! Да-да, просто места себе не мог найти от радости. И дома помолился, и даже в храм заходил, и к друзьям – рассказывал о том, как все здорово получилось, какой тут замечательный есть Иисус... всюду ходил и благодарил: «Господи Слава Тебе!» Он уже очень был близок к тому, что сделал десятый прокаженный. Но почему-то к Нему Самому так и не пришел, почему-то не почувствовал в этом необходимость. Он ощущал радость и благодарность – и все нормально, все прекрасно и достаточно.

Восьмой прокаженный сделал такое большое дело. Он пошел в Храм, помолился и принес жертву благодарения, которая полагалась по закону. Но опять-таки, если на нашу ситуацию проецировать: свечки все поставил, записочки написал, благодарственный молебен заказал. Все, что надо, сделал и остался страшно доволен и удовлетворен. И тоже, почему-то, лично прийти к Иисусу не догадался. А ведь это было так просто! Он же здесь, рядом, можно Его найти. Почему-то он решил, что достаточно одних обрядовых действий, они же такие смысловые, глубокие, это действительно жертва благодарения, и молитвы замечательные… И он посчитал, что это и есть полнота всего.

Девятый прокаженный, – наверное, поспешил к своей семье. А по дороге, перед тем как побежать, когда десятый его позвал: «Знаешь, вот я сейчас иду к Господу Иисусу Христу, который нас исцелил, хочу Его отблагодарить», – сказал: «Слушай, передай от меня, что я тоже Его благодарю. Передай от меня бо-ольшую благодарность, во век Его не забуду!»

И вот десятый пришел лично к Господу, и, как мы слышали, "гласом велиим славя Бога", передал благодарности от всех остальных и поклонился Ему. Иисус говорит: «А где же девять?» Оказывается, только один человек исполнил то, чего на самом деле хотел Христос: не просто совершить земное дело милосердия, чтобы они были исцелены, чтобы не страдали. Он имел желание – общаться с ними. Препятствие к общению с Богом – грехи. Если прощены грехи, то можно, действительно, беспрепятственно общаться с Господом. Болезнь – свидетельство об этих грехах. Прощаются грехи, проходит болезнь, и вот некоторые опять, к сожалению, погружаются в земную жизнь, а меньшинство – много званных, мало избранных, один в данном случае – отвечают на жажду Господа.

Что такое благодарение? благодарение – значит благой дар. Вот точный смысл этого слова. Господь постоянно дает нам Свои благие дары. Получается, что Он нас всегда благодарит. А может ли человек дать Всесовершенному Богу какой-то дар? Может. В первую очередь, самого себя, потому что Господь нам дал дары, и главный дар – это сама наша жизнь и образ Божий в нас. "Твоя от Твоих Тебе приносяще", то есть мы можем вернуть Богу самих себя, и для Бога это – наш дар, потому что Он хочет с нами общаться. Он создал нас для взаимного общения в любви, и поэтому истинное благодарение в том и заключается, чтобы непосредственно ко Христу прийти и с ним общаться. Каким образом? А вот тут уж Господь научит: и молясь, и хваля Бога, и поклоняясь Ему. Знаете, как говорят? – "Молча!" Друзья могут рядышком быть и молчать – и будет у них общение в любви. И святые тоже свидетельствуют о том, что высший вид молитвы – это молитва без слов. Это уже выше всех слов, выше всех чувств. Отец, Сын и Святой Дух не болтают же Друг с Другом. У Них самая высочайшая любовь, непостижимая для нас, необъяснимая, но и мы можем к ней приобщиться, благодаря Бога, в первую очередь, в Литургии – Евхаристии, (что и есть благодарение).

Господь нас исцеляет постоянно, ежедневно – от всяческой проказы и, главное, конечно, от проказы греховной, как раз препятствующей общению с Ним. Для этого и исцеляет. Не чтобы мы были хорошенькие, ни чтобы были трудоголиками, ни чтобы свечки ставили, а для того чтобы мы имели с Ним это высочайшее общение любви. Конечно, есть у нас некая трудность по сравнению с теми десятью прокаженными. Ведь они имели простую физическую возможность к Нему подойти. Но это только мнимая трудность, потому что Господь среди нас, потому что Он обещал: "Я с вами во все дни до скончания века", потому что раз Он постоянно исцеляет нас, значит Он тут рядом. Он с нами в Литургии.

Одно и тоже дело можно сделать, но оно будет у каждого разное. Можно так свечки поставить, что ты действительно, пришел ко Христу и с Ним общаешься, а можно – не обязательно формально, –  а вот не достиг. Можно молиться и дома, и в храме так, что это, действительно, общение любви с Господом, а можно напрягаться, пытаться быть внимательным – и снова не достигнуть. А причина, видимо, именно в том, что истинного благодарения, то есть полного принесения себя Богу нет… Вместо этого есть – "Я". У девяти прокаженных, не пришедших ко Христу, победило свое "Я". "У меня есть свои дела, свои разные обстоятельства". А рядом со Христом все это должно совершенно исчезнуть. Десятому, который пришел ко Христу и стал Его учеником, и остался с Ним, Господь потом укажет, что делать, как прожить, с кем общаться. Все приложится. Более того, человек в этом делании как раз максимально и проявится, потому что с ним будет сила Божия. Господь скажет: «Иди, проповедуй Царство Небесное». Или: «Победи то или иное искушение». Господь ему скажет: "Молись вот так, и все у тебя получится". И человек, который искренне благодарит, и еще выше – Хвалит Бога, будет созерцать мир Божественный и благость Божию. Уже здесь на земле начинается наше общение с Творцом. Так что, давайте все мы постараемся быть вместе с этим десятым. Аминь.

Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково

21 декабря 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние