Слово пастыря В Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине

Притча о милосердном самарянине Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем богослужебном чтении мы с вами слышали одну из евангельских притч - иносказательных повествований, с помощью которых Спаситель часто изъяснял тайны Царствия Божия тем, чьё разумение или сердечное расположение затрудняло их восприятие. Толкователи Евангелия называют её притчей  "О милосердном самарянине". Она была сказана Господом в ответ на вопрос некоего законника, который, искушая Его, спрашивал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Прекрасный вопрос - и насущный, и весьма уместный. К кому, как не к Тому, Кто пришёл даровать человечеству жизнь вечную, утвердить на земле Царство Божие, обращаться с вопросом о путях к ним приводящих! В других описанных в Евангелиях беседах не размы слышим этот вопрос (или он присутствует неявно, как в беседе с Никодимом). Некоторые вопрошали Христа искренно, желая узнать путь правильной, праведной богоугодной жизни. Но в данном описываемом евангелистом Лукой случае законник искушает Господа. Законники, или книжники, - это каста наученных книжной премудрости иудейских богословов, искусных в знании, толковании,  изъяснении и переписывании священных книг. Они являлись учителями народа и пользовались огромным авторитетом, к тому же часто занимали высокие административные должности, будучи, например, членами синедриона. Законник задал свой вопрос с намерением отыскать в ответе Христа нечто несогласное с законом Моисеевым и обвинить Его перед всем народом. Но Христос, зная его помышления, спрашивает знатока закона о том, что сказано в Законе, как он понимает заповеди. В ответе книжника содержится краткое и исчерпывающее определение существа всего Закона: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. В других беседах Христос Сам теми же точно словами определяет важнейшую заповедь Закона, в которой заключается вся его суть и смысл. Ответ книжника Им полностью одобряется: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Законник почувствовал в словах Христа неявный укор и в неискренности вопроса, и в недолжном исполнении заповедей, и вынужден оправдываться тем, что в требованиях Закона, якобы, не всё ясно определено. Он сказал Иисусу: а кто мой ближний? В законнических школах того времени, действительно, много занимались этим вопросом и его казуистическими толкованиями. Кто-то утверждал, что понятие ближнего распространяется только на соплеменников - иудеев, кто-то исключал из него ещё и грешников, нарушителей закона, третьи - даже просто необразованных, невежественных в Законе, и т.д.

В качестве ответа на вопрос книжника Христос предлагает ему притчу. Содержание её следующее: Некий человек, идя по пути из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников. Они его ограбили и тяжко изранили, оставив еле живого лежать при дороге. Проходящие тем путём сначала священник, а затем левит, посмотрев на лежащего, прошли мимо. Самарянин  же, увидев, сжалился на израненным, обработал подручными средствами его раны (маслом и вином) и отвёз на своём осле в ближайшую гостиницу. Ухаживал за ним и там, а на следующий день, отъезжая, оставил хозяину два динария с просьбой позаботится о больном до своего возвращения. И даже пообещал возместить издержки, если придётся потратиться сверх оставленной суммы.

На основании этой притчи Христос предлагает законнику самому разрешить вопрос о том, кого считать ближним, и говорит: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Обратим внимание, что такой формулировкой вопроса Христос предлагает законнику стать на точку зрения другой участвующей в ситуации стороны. Прежде законник сам признал любовь к ближнему как к самому себе заповедью Божией, сутью всех заповедей. Равносильным выражением заповеди такой любви к ближнему является следующее правило, называемое золотым правилом нравственности: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, общее и для Евангелия, и для Ветхого Завета, и для общечеловеческой этики. Иоанн Златоуст разъясняет эту заповедь подробно: "Хочешь благодеяния получить? Благотвори другому. Хочешь милосердие получить? Милосердствуй ближним. Хочешь похваляем быть? Хвали другого. Хочешь любимым быть? Люби ближнего. Хочешь первенствовать везде? Уступи место другому. Ты себе будь судья, ты будь своей жизни законодавец; и что ты возненавидел, то другому не делай. Через сие зла убегаешь и добродетели следуешь. Не любишь ты поношение терпеть? Не поноси другого. Не любишь ты ненавидимым быть? Не имей ненависти к другому. Не любишь обманываемым быть? И ты другого не обманывай".

Этим золотым правилом может быть оценен всякий наш поступок и проверено наше отношение к другому человеку. Следует только поставить себя на его место и представить себе, какого бы отношения мы ждали к себе в его положении. Именно с такой точки зрения и ставится в заключение притчи вопрос Христа законнику, и, исходя из положения израненного разбойниками, определяется соответствие дел каждого из персонажей заповеди Божией. Хотя ответ по смыслу притчи был очевиден, но, по всеобщему укоренившемуся предубеждению и неприязни между иудеями и самарянами, это признание даётся книжнику с большим трудом, он не в силах даже произнести имени "самарянин", он отвечает: оказавший ему милость. "О чудо! Не священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто, по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина, чуждого, во многом богохульствовавшего, этого одного Он назвал ближним, потому что он оказался милостивым" (И. Златоуст). Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Эти слова, как евангельская заповедь, обращены и ко всем нам. Поступать так означает поступать не как законник, который вынужденно  признал в самарянине ближнего, и то только за оказание им необходимой бедствующему иудею помощи; но поступать как милосердный самарянин, который не разбирал, кто перед ним, единоверец ли, единоплеменник ли, добрый ли человек или нет. Для нас, христиан, не должно быть различий между "своим" и "чужим", когда кто-либо нуждается в нашей помощи. Всякий, кто встречается нам на жизненном пути, - есть наш ближний. И дело заповеданной нам любви - оказать ему необходимое благодеяние.

В Нагорной проповеди Христос говорит нам об этом прямо, без иносказаний:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Мф.5,43-45).        

 Любовь к ближнему, по слову Игнатия Брянчанинова, "есть стезя, ведущая в любовь к Богу, во врата Воскресения, во врата Царства Небесного". Итак, потщимся, братия, и подвигнем себя на творение дел милосердия к нашим ближним! И да поможет нам Господь делами стяжать дар совершенной любви, вершины всех добродетелей! Всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь  (1Ин.4,7-8). Аминь!

Иеромонах ФЕОДОР (Мухамедов), настоятель строящегося храма в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша" в пос. Киевский.

24 ноября 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние