Слово пастыря В Неделю 19-ю по Пятидесятнице

В Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Евангелие от Луки, зачало 83, глава 16 Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19-31: «Человек же некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло. Нищ же бе некто, именем лазарь, иже лежаше пред враты его гноен и желаше насытитися от крупиц падающих от трапезы богатаго: но и пси приходяще облизаху гной его.

Бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его: и во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его: и той возглашь рече: отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем.

Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши:  и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят.

Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетелствует им, да не и тии приидут на место сие мучения.

Глагола ему Авраам: имут Моисеа и пророки: да послушают их.

Он же рече: ни, отче Аврааме: но аще кто от мертвых идет к ним, покаются.

Рече же ему: аще Моисеа и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры».

 

Читаем в Евангелии: «Человек же некий бе богат». В том ли его вина, в самом наличии богатства? Нет. Вина его в том, что он этим богатством, которое Бог ему дал, распорядился неправильно. Ел, пил, веселился, собирал еще большее богатство – все это только для собственного удовольствия. Но Бог, пытаясь ему помочь исправить жизнь, посылает нищего, тяжко болящего Лазаря, чье имя и означает буквально «Божия помощь». Проявит ли богач милосердие к страждущему? Но нет. Он думает только лишь о себе.

Авраам тоже был в свое время очень бога­тым человеком, но богатство не помешало ему жить с Богом, быть другом Ему, потому что он был странноприимец и гостеприимец и был во всем верен и послушен Господу.

И вот после смерти богатый «возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его: и той возглашь рече: отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем».

Страждет и горит язык его, принимавший при жизни пищу лишь для услаждения. Просит хотя каплю воды, при жизни же не давший ни одному страждущему ни капли воды, ни крошки со своего стола.

Посему и получает ответ: «Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши». И добавляет еще праотец Авраам: «и над всеми сими между нами и вами пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюду к вам не возмогут, ни иже оттуду, к нам преходят».

Понимает богатый, что для него уже нет надежды на спасение. Просит же о своих братьях, дабы послал Лазаря засвидетельствовать им о существова­нии ада и вечных мучений и о существовании рая. Но отказывает Авраам бывшему богатому и в этом, и говорит, чтобы братья его слушали Моисея и пророков, говоривших Духом Святым, читали их писания и испол­няли.

 «Рече же: молю тя убо, отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий: яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения. Глагола ему Авраам: имут Моисеа и пророки: да послушают их».

Говорит же бывший богач: «нет, не слушают и не послушают братья Моисея и пророков, но если «кто от мертвых идет к ним, покаются». И слышит ответ: «Аще Моисеа и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры». Так и есть. И в наше время иногда слышим от людей неверующих: «пусть приходят к нам мертвые и удостоверят нас в истине того, что существует Бог, рай и ад». Но не придут мертвые удостоверить таких людей. А если хотят переменить образ своей жизни и достигнуть Царствия Божия, то должны читать и слушать Евангелие и исполнять, написанное в нем.

В этом евангельском чтении показана нам контрастность двух людей: крайне богатого и крайне бедного. Сравни с собой – кем ты являешься по духу – богачом или бедным? Если есть у тебя достояние и ты не делишься с ближним своим, нуждающимся – ты уподобляешься тому богачу, который даже и не обращал внимания, и не проявлял малейшей милости к совершеннейшему нищему, жившему под открытым небом, и чье тело всё покрыто было струпьями.

Но если ты беден и перебиваешься, как можешь, и благодаришь Бога за всё, не ропщешь, не осуждаешь богатых, которые могли бы поделиться с тобой, то ты уподобляешься праведному Лазарю, который был в худшей ситуации и не роптал, не осуждал.

Итак, братья и сестры, не пойдем же путем немилосердного, несострадательного богача, да не подвергнемся за то вечному мучению. А, взирая на славного нищего Лазаря, не будем унывать, ропать и падать духом, а устремим свое сердце к Господу нашему! Аминь.

Священник Олег Гаджиев , клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково

1 ноября 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние