Слово пастыря В Неделю 12-ю по Пятидесятнице

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Евангелие от Матфея, 79 зач., XIХ, 16-26

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

16 И се, един (некий) приступль рече Ему: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный;

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

17 Он же рече ему: что Мя глаголеши блага; Никтоже благ, токмо един Бог: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

18 Глагола Ему: кия; Иисус же рече: еже, не убиеши: не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетелствуеши:

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

19 чти отца и матерь: и: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

20 Глагола Ему юноша: вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал;

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

21 Рече ему Иисус: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

22 Слышав же юноша слово, отиде скорбя: бе бо имея стяжания многа.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

23 Иисус же рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное:

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

24 паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие внити.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

25 Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто бо может спасен быти;

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

26 Воззрев же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Непонятно нам, действительно ли этот юноша, о котором идет речь в Евангелии, исполнил все заповеди, или ему только так показалось. Слишком уже так дерзновенно сказал: да, все исполнил. С другой стороны, это был уровень Ветхозаветный. Это уже в Новом Завете мы знаем, что не только не прелюбодействуй, но и не посмотри нечисто, не только не убивай, но и не гневайся. Хотя, одна из Ветхозаветных заповедей, последняя, десятая, выводит уже на уровень Новозаветный, потому что говорит: не пожелай греха.

Хорошо, предположим, что юноша и эту заповедь исполнял, по крайней мере, старался, но чувствовал, что все равно чего-то не хватает, и не празден был его вопрос: «Как обрести жизнь вечную?» Может быть, Иисус, видя его внутреннее состояние и желая подвести его к познанию себя, видению своих грехов, намеренно десятую заповедь не включил в свое перечисление.

Конечно, без Христа, без Креста и Воскресения не хватает никому, даже самым великим святым! Напрасны любые подвиги и самое тщательное исполнение заповедей. Как мы слышали в конце Евангельского чтения: невозможно человеку войти в Царство Божие; но если человек ищет Силы Божией, то Богу возможно человека изменить, преобразить, сделать новым человеком, новым Адамом.

Это совершается не неким наитием таинственным: вот, ты был с грехами, пришел на исповедь, покаялся, священник побеседовал с тобой, Господь дал Свою благодать, и ты теперь – другой человек… Нет, не так все просто. Это совершается через искупление греха на Кресте. Надо всегда помнить, какой ценой оплачена эта исповедь – страданием Господа на Кресте и Его славным Воскресением. Иначе невозможно – ни священнику чего-то там умное сказать, ни человеку глубоко покаяться, ничего не возможно. Один ад остается для нас. Так что юноша задал вопрос безнадежный, но очень правильный. Отчаянный вопрос: пытаемся исполнить, а не хватает чего-то последнего и самого главного.

Христос несколько таинственно спрашивает юношу: «Почему ты называешь Меня благим?» Юноша назвал Его благим, а Иисус говорит, что благ Един Бог. Давайте попробуем разобраться в этой коллизии. Ведь, вроде бы, юноша правильно обратился, даже признал в Нем Бога, назвав Благим. Но Господь что-то иное увидел в его вопросе… вряд ли подхалимаж, но, видимо, чего-то этот юноша недопонимал. Господь вскрыл, что для него благом не только Бог является, а оказывается, земное имущество. И поэтому он отошел с печалью и не смог исполнить то, что ему предложил Христос.

Насколько я знаю, предание церковное говорит о том, что временно не смог, что потом он изменится, и не зря Господь так подробно и внимательно с ним беседовал. Сейчас оказался не готов, но потом раскаялся. Но мы должны это спроецировать каждый на свою жизнь и тоже задать вопрос: вот, мы называем Бога Всеблагим, мы называем себя верующими и не хотим творить себе кумира из чего угодно, и тем более, из денег. А так ли это на самом деле? Действительно ли для нас единственное благо – Господь? Или еще что-то в жизни есть, что мы стыдливо не называем благом, но, все-таки, нас тянет, мы считаем благом те или иные вещи, те или иные отношения. По некоей трагической реальности жизни сего мира для каждого человека мерилом благополучной жизни являются деньги. И приходится слышать от христиан, от настоятелей приходов, от владык даже: «Без денег – никуда, без них сейчас ничего не сделаешь. Вот будут деньги, построим то да се, благотворительностью сможем заниматься, и прочее, и прочее…» Конечно, бывает крайней степени пристрастие, когда деньги – единственная цель для человека. Но даже когда это не так, оказывается, они занимают слишком большое место в жизни человека. Так сложилось в мире, что деньги являются эквивалентом товара, вещей различных, услуг. Действительно, очень удобная такая вещь, для того, чтобы каждый мог получить то, что он желает. Придумано это давно, как мы видим, во времена Христа тоже это уже было всеобъемлющим, мы не можем себе представить жизнь без денег. Однако, так не всегда было, как мы знаем по истории древних веков, изначально не было денег, и люди как-то жили без них, обходились: натуральное хозяйство и прочее. То есть, в принципе, это возможно – жить без денег вообще. Кто-то в леса уходит, но это исключение. Пришел я в один дом, там женщина сказала, что она не может не смотреть в течение 24 часов в сутки телевизор. А это деревенский дом, я говорю: «А ваша мать здесь жила?» Она говорит: « У нее не было телевизора, я не понимаю, как она вообще жила!» В каждое время люди не представляют, как без чего-то жить, а потом приходит другое время, и люди не знают, вообще зачем это было нужно. То без дискеты не проживешь, теперь – без флэшки.

Настанет время, когда деньги и многое другое нам не понадобится. Это – в Царстве Небесном. И Господь говорит этому юноше: если хочешь быть совершенным, то надо уже сейчас все оставить. Потому что так не получится, что мы все имеем, пристрастны к чему-либо, а умерев, тут же ото всего освободились. Господь так устроил душу человека, чтобы она прилеплялась к Богу, к святыне. Но в результате грехопадения на этом замечательном свойстве души паразитирует зло, и человек прилепляется к чему временному, тленному. И враг внушает, что невозможно без телевизора, без пива или еще без чего-то. Человек, умирая, попадает в иной мир, а ему не хватает денег и прочих «благ». А там – жизнь, там есть все, что нужно, а человеку это не нужно, ему нужны деньги, спиртное, наркотики…Душа жаждет, но не насыщается – и получается вечное страдание.

Поэтому апостол Петр пишет, что корень всех зол есть сребролюбие. Почему корень? Наверное, потому, что деньги – это такая всеобъемлющая выдумка человечества. Да, временно, по некоей печальной необходимости, нам нужно этим пользоваться, но как учит апостол Павел: «проходит образ мира сего». И пользующиеся этим миром должны быть как не пользующиеся.

Может быть, добавит нам покаяния, если мы увидим и эту свою немощь, что не можем пока по-другому, приходится нам пользоваться этими временными вещами, вот такие мы недуховные. Далеки от совершенства!

Но мы с вами находимся в Церкви для того, чтобы желать совершенства и двигаться к нему, чтобы преодолевать грех и вместе с ним все, что в мире сем, как бы оно ни привязывало, каким бы ценным ни представлялось. Мы здесь с вами находимся, чтобы выбрать Христа и последовать за Ним. Тут надо быть, конечно, честным, потому что внешне нет возможности оставить все, без денег сейчас даже нищие не могут жить. Но внутренне нужно совершать этот подвиг. И каждый раз надо проверять себя. Осторожно, но, все-таки, назовем Господа нашего Благим и Всеблагим. И примем, конечно, от Него это порицание, поучение, наказание, что есть некое лицемерие в таком нашем обращении к Нему. Но одна надежда остается: невозможное человеку, возможно Богу. И вот, умоляем Господа, чтобы Он Своею Премудростью, Своею силою, помог преодолеть нам эти пристрастия. Все наши потери разнообразные, неурядицы – это действия Божии, чтоб мы не были пристрастны к земному, а мы все никак понять не можем. А Царство Небесное, действительно, рядом, и, в то же время, пока недостижимо. Но если по-настоящему возжелаем, если будем делать попытки идти за Христом, то будем надеяться, что Господь не втуне, все совершает, и с этим юношей говорил, и с нами не зря возится. Будем надеяться, что Сила Божия преодолеет. Будем надеяться, что мы когда-нибудь скажем: «Слава Богу, что я ничего не могу, что мне ничего невозможно, потому что все возможно Тебе, Господи!» Аминь.

 

протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково

14 сентября 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние