Слово пастыря Антипасха. Неделя-2 по Пасхе. Ап.Фомы

Антипасха. Неделя-2 по Пасхе. Ап.Фомы

Неделя Антипасхи. Икона "Уверение Фомы"

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Сегодняшний день - второе воскресение по Пасхе - называ­ется Антипасхой. На первый взгляд странное наименование ­– Антипасха, для многих не совсем понятно, что это за слово, что обозначает. Нас несколько сму­щает приставка "анти-", которую следует переводить не "против", а "вместо", т.е. Антипасха - "вме­сто Пасхи". Прошло Светлое Хри­стово Воскресение, но мы не расстаемся еще с пасхальной ра­достью, и сегодняшний день за­меняет для нас Пасху, возмеща­ет нам ту радость, которую мы испытывали не так давно.

Сегодняшняя неделя называется еще и неделей апостола Фомы, когда мы вспоминаем ученика Господа, который пожелал убе­диться в воскресении Христовом, увидев не только Христа, но и Его язвы и раны.

Почему апостол Фома усомнился, не поверил апостолам и пожелал сам убе­диться в воскресении Христо­вом? Думаю, дело здесь заклю­чается не в неверии апостола, а в том, что Господь промыслительно влагает в его сознание желание опытно убедиться в воскресении Своем, увидев Христа и Его раны. Все это происходит также и для нашего вразумления, для убеждения всех последую­щих поколений в том, что Хрис­тос именно воскрес, воскрес вместе с телом. Если рассмот­реть все явления Христовы уче­никам, то можно заметить, что Господь иногда говорит учени­кам, чтобы они дали Ему сотово­го меда или рыбы, а на море Тивериадском Он вынимает с апо­столами рыбу, для того, чтобы никто из них не подумал, что яв­ление Христа по воскресении – это просто галлюцинации или результат воображения, видение лишь одного духа! Дух, видение не может вкушать пищу, а Хрис­тос вкушал. Так и здесь, Спаси­тель призвал Фому вложить руки в ребра и язвы гвоздиные, пока­зывая, что Он - воскресший вме­сте с телом Сын Божий. Через эти явления Христа ученики были твердо убеждены в воскресении Христовом и эта уверенность, подкрепленная затем благодатью Святого Духа, сшедшего с небес, дала им силы идти по всему миру и ревностно с дерзновением про­поведовать всему миру Еванге­лие, проповедовать о воскрес­шем Христе Спасителе. До это­го, не зная о восресении Хрис­товом, они пребывали в страхе, оставили своего Учителя, когда Он был взят на мучения в Гефсиманском саду и разбежались в недоумении, но, когда Христос воскрес, несколько раз явился им, то ученики настолько увери­лись и утвердились в истине воскресения, что их уже от Христа ничто не могло отлучить: "ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни начальства, ни власти, ни на­стоящее, ни будущее". Апостолы шли, твердо и ревностно пропо­ведуя всему миру истину Евангельскую.

И мы с вами, подобно апостолам, посланы а этот мир свидетельствовать о Христе, не случайно в первые века христи­ане назывались свидетелями Христовыми в мире. Но как нам свидетельствовать о Спасителе, когда мы Его не видели, Он не укрепил нас как некогда своих учеников, явившись воскресшим. Можем ли мы подобно апостолам увидеть Христа, увидеть Его воскресшим? На этот вопрос отвечает одно из песнопений Пасхи, которое поется каж­дое воскресение: «Воскресе­ние Христово видевше, по­клонимся Святому Господу Иисусу..." Все мы в этом песнопении заявляем и утверж­даем, что видели воскресе­ние Христово. Почему мы так поем и говорим? Неужели мы произносим ложь? Нет. Оказыва­ется, хотя воскресение Христово совершилось две тысячи лет на­зад, каждый христианин может увидеть не только воскресшего Христа, но и воскресение Его. О том, как это происходит, нас на­учает Симеон Новый Богослов. Он пишет, что "некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом подняв­шись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, на­конец, вознесся на небеса с си­лою и славою многою.

Таким образом, и теперь, ког­да мы, оставляя мир сей и мирс­кую суетность, при исповедании страстей Христа Господа, входим в гроб покаяния и смирения, Он сам спускается с небес, входит в наше тело как во гроб, соединяется с душами нашими и вос­крешает их, мертвых по грехам, и, воскресив, дает видеть славу Его таинственного воскресения. Так воскресение Христово быва­ет воскрешением нас, падших во грехе и мертвых. Воскресение и слава Христова есть, как сказа­но выше, собственное наше вос­кресение. Воскресение души есть единение ее с жизнью, ибо, как тело, если не приемлет внутрь себя живой души и не со­льется с нею неслиянно, не мо­жет жить одно само собою; так и душа не может жить истинною и вечною жизнью одна сама с со­бою, если неизреченным обра­зом не соединится с Богом".

Вот так мы становимся не только свидетелями воскресе­ния Христова, но и причастни­ками Его, уже здесь на земле. Во время поста каждый из нас входил в гроб покаяния и сми­рения. В конце поста Господь, входя в Иерусалим, входит как бы в наши души и тела, как во гроб и воскрешает, их от смерти духовной, причиной которой яв­ляется грех.

Если мы, дорогие братья и се сестры, превратим свою жизнь в непрерывный подвиг покаяния и смирения, то уже здесь, на зем­ле наши души соединятся со Христом воскресшим и оживут, ожи­вут навсегда, навечно, и, освободившись от бренного тела, как из гроба, вознесутся к Нему в неописуемую обитель света Его Его Царствия, которому не будет конца.  Аминь.

Христос Воскресе!

 

 

 

 

11 мая 2013 г.

 

Патриарх Кирилл

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Епископ Павлово-Посадский Силуан

Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий

Поиск по сайту

Календарь







Храмовые праздники

все праздники ->

Яндекс.Метрика

 

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Викариатство Новых Территорий Юго-Восточное Викариатство Никольское Благочиние. Официальный портал. Ильинское благочиние Влахерское благочиние Новоспасский ставропигиальный  мужской монастырь телеканал Союз Центр образования священников при Новоспасском монастыре Милосердие.ру
rss.png
© 2013 Одигитриевское благочиние