|
||||||||||||||||||||||
Карта
Последние
фотособытия |
Слово пастыря Благовещение Пресвятой Богородицы. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Благовещение Пресвятой Богородицы. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
Воспойте Господеви песнь нову,... благословите имя Его, благовестите день от дне спасение Его; возвестите во всех людех чудеса Его... Да возвеселятся небеса и радуется земля; да возрадуются… вся… от лица Господня; яко грядет (Пс.95).
Такими песнопениями прославлял Бога ветхозаветный народ, когда десницей Всевышнего он был освобожден от плена и, возвратившись из Вавилона, воссоздал Иерусалимский храм. Но все ветхозаветное было только «тенью», прообразом, той благодати, милости, премудрости, Откровения и чуда, которые были явлены миру Боговоплощением. Пророчески эти стихи Псалтири относятся именно к нынешнему торжеству. «Новая песнь», по словам Афанасия Великого, «это возвещение народам целой вселенной Нового Завета», благовестие о Спасителе и о спасении. Празднуемое нами сегодня событие именуется Церковью «начатком всемирной радости», «главизной нашего спасения», т.е. началом, основанием, важнейшим его моментом. Древние христиане употребляли следующие названия праздника Благовещения: «Начало спасения», «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе». В этот день Господь созидает Себе нерукотворный храм во утробе Пречистой Девы Марии. Открывается «еже от века (т.е. от вечности) утаенное и Ангелом несведомое таинство» – через Непорочную Отроковицу к сущим на земле нисходит Бог.
Архангел Гавриил, предстоящий пред Богом (Лк.1,19), был послан в город Галилейский… Назарет, к Деве…из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его…(Лк.1,26-29).Древнее предание Церкви днем Благовещения считает 25 марта, оно ровно на девять месяцев предваряет Рождество Христово. По некоторым исчислениям толкователей Священной истории это был начальный день творения мира, и после в этот же день совершилось распятие и смерть Иисуса Христа. Таким образом, День сотворения мира явился и днем его воссоздания в Воплощении и Искуплении. Приветственные слова Ангела, по форме – обычное приветствие того времени, по существу исполнены высочайшего смысла, они возвещают всемирную радость совершающегося события.
Иконы изображают Богоматерь в момент явления Ангела занятой рукоделием – с веретеном в руках. По мнению одних Св. Отцов Пресвятая Дева пребывала в молитве, по толкованиям других – за чтением книги пророка Исайи, тех стихов ее, где говорится о рождении от Девы Сына, чье имя – «С нами Бог». Она молилась о том, чтобы Господь удостоил Ее только увидеть эту Деву, быть служанкой при ней. Гавриил называет Марию исполненной благодати и избранной Богом из всех женщин человеческих. Ее имя переводится – «Госпожа» или «Возвышенная» и истолковывается как наименование наивысших достоинств Девы, безупречности Ее жизни и Ее души, одним словом – как всенепорочность. Исполненную глубочайшего смирения смутили чрезвычайные похвалы Архангела, и, опасаясь, не обольстительный ли это ангел, подобный обманувшему Еву, Пречистая размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…(Лк.1,29-32).
Пресвятая Дева по целомудренной рассудительности не торопилась принять слова Ангела. Для Нее, давшей Богу обеты вечного девства, известие о рождении Ею Сына было неудобоприемлемо. Незадолго до настоящего события Архангел Гавриил являлся престарелому священнику Захарии и возвестил ему о рождении сына. Захария усомнился в сказанном ему Ангелом и получил знамение-наказание в виде временной немоты. Но Захарии было предсказано о деле хотя и необычном (чтобы неплодные рождали), но имевшем достаточно примеров в истории, а Марии – о том, чего прежде никогда не случалось и произойти не могло. Однако не недоверие словам Ангела приводит в смущение Деву, а забота о сохранении Ею обещанного Богу девства. С благоговейным удивлением Она спрашивает:«как будет это, когда Я мужа не знаюи обещалась совсем не знать?»
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1,34-35).
«Если бы зачатие произошло от плотского семени, – говорит Григорий Палама, – то родившийся не стал бы ни новым Человеком, ни Безгрешным, ни Спасителем грешников. Будучи ветхой закваски, он не смог бы носить в себе полноту чистого Божества и не смог бы смыть осквернение прародителей преизбытком силы». Поэтому Само Превечное Слово Божие, Образ Отца, Свет от Света приходит к Своему образу, поврежденному грехом, делается человеком по всему, кроме греха, чтобы очистить подобное подобным, спасти образ Свой, примирить человека с Богом и усыновить нас Ему.
Домостроительство о Воплощении было предопределено в Божественном Совете прежде всех других дел Божиих, оно есть наиболее высокое и совершенное дело творческой Божественной Премудрости и силы, и оно более всего остального прославляет Бога. Ипостасное Слово, Сын Божий, «Перворожденный всей твари», со-вечный Отцу, о Воплощении Которого искони предуставил Господь, прежде созданий Своих, от начала, прежде бытия земли(Прит.8,22-23), днесь зачинается как Сын Девы. И Гавриил открывает Марии от века сокровенную, неведомую даже Ангелам, тайну, доселе хранимую, подобно драгоценной жемчужине, в сокровищнице Божественного Совета.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И совершилось Богозачатие наитием Святого Духа и Божественным осенением Приснодевы. И отошел от Нее Ангел (Лк.1,38).
Тысячелетия прошли с момента грехопадения, пока, наконец, пришла полнота времен, и порабощенный вещественным началам мира (Гал.4,3-4) человеческий род достиг исполнения данного прародителям обетования о Семени Жены, Которое должно стереть главу змия (Быт.3,15). Человечество, подготавливаемое и ведомое Божественным Промыслом, от лозы св. Праотцев и Патриархов Ветхого Завета принесло Богу чистейший и благодатный плод – Пресвятую Деву. Она, Своей непорочностью, явилась достойной Обителью Невместимому Богу, Своей верой и послушанием – Соучастницей и Помощницей Боговоплощения. В Ней Бог человеком соединяется, и мир проклятия праотеческого разрешается. Празднуя возвещаемое нам Благовещением Божественное снисхождение и начало нашего спасения, воспоем и прославим после Бога и Пречистую Деву, таковой страшной тайне послужившую. Принесем Ей и от нас архангельский глас: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою – и Тобою с нами! Аминь!
Иеромонах ФЕОДОР (Мухамедов), настоятель строящегося храма в честь иконы Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша" в пос. Киевский.
7 апреля 2013 г.
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Викариатством Новых территорий Поиск по сайту
Календарь
Храмовые праздники
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
© 2013 Одигитриевское благочиние
|
||||||||||||||||||||||